Японский язык. Уроки японского языка онлайн
Приступая к изучению уроков японского языка (нихонго) представленных в этом разделе, Вы должны уметь читать японские тексты написанные с использованием японской азбуки (годзюон): катакана (katakana) и хирагана (hiragana).
Если Вы ещё не изучили их - советую Вам начать изучение японского языка именно с этого.
В противном случае Вам будет очень тяжело воспринимать изложение материала в представленных уроках японского, особенно в основных уроках.
| Раздел | Название темы | Ответов |
|---|
Онлайн Японский язык
Онлайн японский язык. Урок 19 (1) - Грамматика японского языка
|
|
Автор: Vadim | Все новости от 29 мар 2009 | |
第 19 課 - урок 19
Открыть полное содержание 19 урока по японскому языкуОбсудить данный раздел или задать свои вопросы на форуме
В 19-м уроке японского языка, в разделе "Грамматика" рассматриваются следующие разделы:
- Прошедшее время глаголов в простой форме
た/だ-форма глаголов - Есть такой-то опыт
Глагол в た-форме ことが あります - есть такой-то опыт - Многократный вид. Повторяющиеся действия: "Глаголы в форме на たり"
Глагол в た-фopме り、 глагол в た-фopме り します – тo "Глагол"… то "Глагол"… и т.д. - Изменение признака или состояния: "становиться, наступать"
- い-прилагательное → 〜く なります
- な-прилагательное → に なります
- Существительное に なります
- そうですね
1
Прошедшее время глаголов в простой форме
た/だ-форма глаголов
Глаголы прошедшего времени на た (эта форма также называется основной, простой) в вежливой речи применяются в придаточных предложениях и в просторечии.
Ранее мы рассматривали прошедшее время глаголов в вежливой форме на МАС и прошедшее время таких глаголов образовывалось путем изменения сложного суффикса ます на ました который присоединялся ко 2-й форме (основе) глагола.
В простой форме все глаголы японского языка образуют форму прошедшего времени путем присоединения к их 2-й форме (основе) суффиксов た/だ.
Данное преобразование происходит ТОЧНО так же, как и при создании て-формы глагола (деепричастия предшествования). Данное преобразование рассматривалось нами в 14-м уроке японского языка.
Ниже мы еще раз посмотрим как это делается.
Общая схема образования прошедшего времени японского глагола в простой форме:
В зависимости от того, к какому спряжению относится глагол, в нем могут происходить некоторые фонетические изменения.
С ними мы также сталкивались при создании форм деепричастия - て-формы глагола в 14-м уроке японского языка.
Образование прошедшего времени глаголов 1-го спряжения в простой форме
Поскольку при преобразовании глаголов 1-го спряжения в прошедшее время в простой форме происходят некоторые фонетические изменения, то можно выделить несколько правил для таких изменений.
Они позволят вам правильно производить необходимые изменения.
Если исходный глагол 1-го спряжения в своей словарной форме оканчивается на す, то суффикс прошедшего времени た присоединяется ко 2-й основе такого глагола.
Глагол оканчивающийся на す → した
2-я основа + た
Примеры:
| рассказывать | 話す - はなす |
| はな + した | |
| рассказал | 話した - はなした |
| нажимать, толкать | 押す - おす |
| お + した | |
| нажимал, толкал | 押した - おした |
| вспоминать | 思い出す - おもいだす |
| おもいだ + した | |
| вспоминал | 思い出した - おもいだした |
| возвращать | 返す - かえす |
| かえ + した | |
| возвращал | 返した - かえした |
| выключать | 消す - けす |
| け + した | |
| выключал | 消した - けした |
В случае, если исходный глагол 1-го спряжения в своей словарной форме оканчивается на つ、おう、あう、る, то необходимо от исходного глагола отбросить последний слог и к оставшейся части присоединить измененный суффикс прошедшего времени った.
Глагол оканчивающийся на つ、おう、あう、る
Глагол без последнего слога つ、おう、あう、る + った
Примеры:
| купить, покупать | 買う - かう |
| か + った | |
| купил | 買った - かった |
| мыть | 洗う - あらう |
| あら + った | |
| мыл | 洗った - あらった |
| думать | 思う - おもう |
| おも + った | |
| думал | 思った - おもった |
| стоять | 立つ - たつ |
| た + った | |
| стоял | 立った - たった |
| ждать | 待つ - まつ |
| ま + った | |
| ждал | 待った - まった |
| понимать | 分かる - わかる |
| わか + った | |
| понял, стало понятным | 分かった - わかった |
| быть закрытым | 閉まる - しまる |
| しま + った | |
| был закрытым | 閉まった - しまった |
Два глагола данной группы в качестве исключения могут иметь две формы прошедшего времени:
| спрашивать | 問う - とう |
| спросил | 1. 問った - とった |
| 2. 問うた - とうた |
| пролезать | 沿う - そう |
| пролезал | 1. 沿った - そった |
| 2. 沿うた - そうた |
В случае, если исходный глагол 1-го спряжения в своей словарной форме оканчивается на ぶ、む、ぬ, то, как и в выше описанном случае, необходимо от исходного глагола отбросить последний слог и к оставшейся части присоединить измененный суффикс прошедшего времени んだ.
Глагол оканчивающийся на ぶ、む、ぬ
Глагол без последнего слога ぶ、む、ぬ + んだ
Примеры:
| летать | 飛ぶ - とぶ |
| と + んだ | |
| летал, полетел | 飛んだ - とんだ |
| играть | 遊ぶ - あそぶ |
| あそ + んだ | |
| играл, поиграл | 遊んだ - あそんだ |
| читать | 読む - よむ |
| よ + んだ | |
| читал, почитал | 読んだ - よんだ |
| любить | 好む - このむ |
| この + んだ | |
| любил, полюбил | 好んだ - このんだ |
| умереть | 死ぬ - しぬ |
| し + んだ | |
| умер, умирал | 死んだ - しんだ |
Если исходный глагол 1-го спряжения в своей словарной форме оканчивается на く, то ко 2-й основе такого глагола присоединяется видоизмененный суффикс прошедшего времени いた.
Глагол оканчивающийся на く
Глагол без последнего слога く + いた
Примеры:
| писать | 書く - かく |
| か + いた | |
| писал, написал | 書いた - かいた |
| прибывать (на станцию) | 着く - つく |
| つ + いた | |
| прибыл | 着いた - ついた |
| надевать, носить (обувь, брюки) | はく |
| は + いた | |
| надевал, носил | はいた |
| работать | 働く - はたらく |
| はたら + いた | |
| работал | 働いた - はたらいた |
| играть (на струнных инструментах, пианино и т.д.) | 弾く - ひく |
| ひ + いた | |
| играл | 弾いた - ひいた |
Исключение составляет глагол 行く - いく - "идти":
| идти, ехать | 行く - いく |
| い + った | |
| ушел, ездил, ходил | 行った - いった |
В исключения также попадают и все составные сложные глаголы в которых оконечной частью выступает глагол 行く.
Примеры:
| брать с собой (кого-нибудь) | 連れて行く - つれていく |
| つれてい + った | |
| брал с собой, взял с собой | 連れて行った - つれていった |
| уносить, брать с собой (что-нибудь) | 持って行く - もっていく |
| もってい + った | |
| уносил с собой, унес с собой | 持って行った - もっていった |
Как и в примере выше, если исходный глагол 1-го спряжения в своей словарной форме оканчивается на ぐ, то ко 2-й основе такого глагола присоединяется видоизмененный суффикс прошедшего времени いだ.
Глагол оканчивающийся на ぐ
Глагол без последнего слога ぐ + いだ
Примеры:
| снимать, раздеваться | 脱ぐ - ぬぐ |
| ぬ + いだ | |
| снимал, раздевался | 脱いだ - ぬいだ |
| спешить | 急ぐ - いそぐ |
| いそ + いだ | |
| спешил, поспешил | 急いだ - いそいだ |
| плавать | 泳 - およぐ |
| およ + いだ | |
| плавал, поплыл | 泳いだ - およいだ |
| точить | 研ぐ - とぐ |
| と + いだ | |
| точил, наточил | 研いだ - といだ |
Образование прошедшего времени глаголов 2-го и 3-го (неправильного) спряжения в простой форме
Для образования формы прошедшего времени для всех глаголов 2-го спряжения и 3-го (неправильного) спряжения необходимо ко 2-й основе таких глаголов присоединить суффикс た
Примеры:
| Глаголы 2-го спряжения | |
| получать | 得る - える |
| え + た | |
| получал, получил | 得た - えた |
| смотреть | 見る - みる |
| み + た | |
| смотрел, видел | 見た - みた |
| есть, кушать | 食べる - たべる |
| たべ + た | |
| ел, поел | 食べた - たべた |
| включать | 付ける - つける |
| つけ + た | |
| включал, включил | 付た - つけた |
| останавливать | 止める - とめろ |
| とめ + た | |
| остановил, останавливал | 止た - とめた |
| брать в долг | 借りる - かりる |
| かり + た | |
| брал в долг, взял в долг | 借りた - かりた |
Примеры:
| Глаголы 3-го спряжения | |
| приходить | 来る - くる |
| приходил, пришел | 来た - きた |
| делать | する |
| делал, сделал | した |
2
Есть такой-то опыт
Бывало, что приходилось...
Глагол в た/だ-форме ことが あります
Глагол (или прилагательное) в форме прошедшего времени на た/だ + ことが あります является устойчивой грамматической конструкцией, которая показывает, что:
- в прошлом случалось совершать данное действие
- в прошлом был случай, при котором данное действие имело место
Другими словами: "был опыт"
Данная конструкция НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
- в речи о недавних событиях, которые прошли не так давно: вчера, недавно...
- при описании событий, имеющих точную дату
Эта модель предложения применяется при описании опыта либо действий.
Эта конструкция аналогична модели - わたしは + Существительное が あります, о которой рассказывалось в 9-м уроке японского языка.
Содержание опыта передаётся при помощи субстантивированного словосочетания - глагол в た/だ-форме и こと.
馬に 乗った ことが あります。 - Мне случалось ездить на лошади.
Обратите внимание на отличие той модели от ситуации, когда просто констатируется факт, имевший место в прошлом:
去年 北海道で 馬に 乗りました。 - В прошлом году на Хоккайдо я ездил на лошади.
Сравните:
おなかが 痛いです - Болит живот
おなかの 痛い ことが あります。 - Бывает, что болит живот.
Примеры:
あの人と話した ことが あります。 - Мне случалось разговаривать с тем человеком
日本の映画を見た ことが あります。 - Случалось смотреть японские фильмы
おんせんに入った ことが あります。 - Случалось принимать японскую ванну
日本へ 来た ことが ありますか。 - Вам случалось ездить в Японию?
私は 一度も 日本へ 行った ことが ありません。 - Я ни разу не ездил в Японию. (буквально: Тот факт, что я ездил в Японию, ни разу не имел места.)
お花見に 行った ことが ありますか。 - Вы когда нибудь ходили любоваться цветами?
富士山に 登った ことが ありますか。 - Вам случалось когда нибудь взбираться на гору Фудзи?
3
Многократный вид
Повторяющиеся действия
Глагол в た-фopме + り、 Глагол в た-фopме + り します
Из 10-го урока японского языка вы узнали о способе указания на некоторые предметы из множества ( 〜や〜 [ など ]).
В этом уроке вы узнаете, как перечислять некоторые действия в ряду других.
В этой модели время определяется по времени глагола, стоящего в конце предложения.
Многократный вид
Глагол (а также прилагательное) в форме на たり употребляется в тех случаях, когда надо отразить повторяющиеся, перемежающиеся действия, которые могут быть проявлением более общего действия.
За последним глаголом должен стоять глагол する - "делать", "действовать" в соответствующей форме, либо глагол-связка - だ/です.
Форма глагола на たり образуется путем присоединения слога り к глаголу в форме на た.
Многократный вид используется:
- указывает на неоднократное чередования действий, качеств, предметов
- указывает на то, что действие, качество меняется в зависимости от лица, места, времени и т.д.
- репрезентативность - т.е. когда из ряда подобных действий приводятся в качестве примера несколько или одно действие.
Связка です используется в основном при описании чередования противоположных действий, качеств, выраженных как разными словами, так и просто утвердительной и отрицательной формами одного глагола, прилагательного.
Повторяющиеся события:
В этих примерах между действиями нет никакой временной связи.
Эти действия упомянуты в качестве примера того, что говорящий делал на работе, в субботу, в воскресенье...
Причём подразумевается, что говорящий совершал и другие аналогичные действия.
会社では 手紙を 書いたり 人に会ったり して 昼まで はたらきます。 - В фирме я работаю до обеда: пишу письма, принимаю посетителей
本を 読んだり ラジオを 聞いたり します。 - Читаю книги, слушаю радио.
土曜日の 午後は 買物を したり 映画を 見たり します。 - В субботу после обеда я иногда делаю покупки, хожу в кино.
日曜日は テニスを したり、映画を 見たりします。 - По воскресеньям я играю в теннис, смотрю кино.
日曜日は テニスを したり、映画を 見たり しました。 - В прошлое воскресенье я играл в теннис, смотрел кино.
Предполагается, что некие рутинные действия, как например, пробуждение, завтрак, отход ко сну и т.д. могут быть опущены.
[Примечание]
Обратите внимание на разницу между этой моделью конструкцией в て-формой, о которой вы узнали из 16-го урока японского языка:
日曜日は テニスを して、映画を 見ました。 - В прошлое воскресенье я поиграл в теннис, и потом посмотрел кино.
В этом примере явно указана последовательность совершения действий.
Другие примеры:
かのじょは ないたり わらったりです。 - Она то плачет, то смеется.
あの人は たいへん 忙しかったり、あまり忙しくなかったりでした。 - Он то был очень занят, то не очень.
あのひとは 講義に 出たり、出なかったりです。 - Он то ходит, то не ходит на лекции.
このごろは あつかったり、すずしかったりします。 - В последние дни бывает то жарко, то прохладно.
本を 読んだり、庭を 散歩したり 一日を 過ごしました。 - Провел день читая книги и гуляя по саду.
4
Изменение признака или состояния: "становиться, наступать"
Существительное + に + なる
Основа い-прилагательного + く + なる
Основа な-прилагательного + に + なる
Изменение признака или состояния выражается в сочетании с глаголом なる - "становиться", "наступать".
Данная конструкция указывает на изменение признака (качества) предмета, на его новое состояние.
Ниже представлены несколько примеров использования данной конструкции.
Если какие то грамматические формы вам не знакомы - не заостряйте на них внимания.
Существительное + に
(歳 - лет, возраст)
25 歳に なります - Исполняется 25 лет
(先生 - учитель)
兄は 先生に なります。 - Мой старший брат будет учителем.
(すずしい - прохладный; 秋 - осень)
- すずしく なりましたね。 - Стало прохладнее.
- ええ、もう 秋に なりました から。 - Да, потому что уже наступила осень. (もう - уже; ~から - потому что)
(よる - вечер, ночь)
- ここは あさ と ひるは しずかですか。 - Здесь утром и днем тихо?
- ええ、よるは にぎやかに なります。 - Да, а вот по вечерам стало шумно.
(元気な - здоровый)
元気に なります - выздоравливать
い-прилагательное + く
(わるい - плохой)
てんきは わるく なりました。 - Погода ухудшилась. (изменилась к худшему)
(くらい - темный)
くらく なります。 - Становится темно.
(あかるい - светлый)
あかるく なります。 - Становится светло.
(ながい - 長い - длинный)
春は 日が 長く なります。 - Весной дни становятся длиннее.
(おそい - поздно)
- もう おそくなりました から、家へ 帰りませんか。 - Поскольку уже стало поздно, то не вернуться ли нам домой?
- ええ、帰りましょう。 - Да, давай вернемся.
(寒い - холодный)
寒く なります - Cтановиться холоднее
な-прилагательное + に
(しずかな - тихо)
クラスは しずかに なります。 - В классе стало тихо.
- 町は しずかに なりましたね。 - На улице стало тихо.
- ええ、もう よる ですから。 - Потому что уже наступила ночь.
5
Cогласие с собеседником
そうですね (そうですねえ…)
そうですね служит для выражения понимания или согласия с тем, что говорит собеседник.
そうですか с понижающейся интонацией употребляется в том же смысле (смотри Урок 2, Урок 6), однако, передаёт удивление связанное с неизвестной ранее информацией, тогда как そうですね выражает понимание или сочувствие собеседнику, когда тот сообщает нечто, с чём вы согласны или уже знаете.
寒く なりましたね。 - Что-то похолодало.
…そうですね。 - ...Да, пожалуй.
- Онлайн японский язык. Урок 19 (13) - Справочная информация
- Онлайн японский язык. Урок 19 (7) - Грамматический практикум по японскому я ...
- Онлайн японский язык. Урок 19 (6) - Грамматические структуры японского язык ...
- Онлайн японский язык. Урок 19 (4) - Модели предложений и примеры
- Онлайн японский язык. Урок 19 (2) - Словарь японского языка
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Задав свой вопрос на форуме вы можете получить ответ намного быстрее
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






